Картотеки и консультации по развитию речи детей, в том числе детей с ТНР

 

Картотека заданий по развитию речи для логопедической группы компенсирующей направленности 



(ТНР, подготовительная группа)

Тема«Зима. Звуки [С] - [С’]».

1. Артикуляционная гимнастика - ежедневно.

2. Отгадать загадки.

Лежал, лежал, а весной в реку побежал. Это….

Без рук рисует, без зубов кусает, не огонь, а жжется. Это….

Белая морковка зимой растет. Это….

3. Игра «Подбери признак».

Снег (какой) ….

Мороз (какой) ….

Сосулька (какая) ….

Наступает (что) ….

Бушует (что) ….

Блестит (что) ….

Валит (что) ….

Кружится (что) ….

Лепят (что) ….

4. Дифференциация звуков по твердости-мягкости.

Подчеркнуть синим карандашом слова с твердым звуком [С], и зеленым – слова с мягким звуком [С’].

СОМ СЫН СЕНО СОЛНЦЕ СИТО КОСА ОСИНА НОС ЛОСЬ ЛИСА


Тема«Дикие животные зимой. Звук и буква [З]».

1. Артикуляционная гимнастика - ежедневно.

2. Воспитателю и родителям рекомендуется: поговорить с ребенком о том, какое время сейчас года; обратить внимание на природные условия зимой. Вспомнить знакомых ребенку диких животных, которые проживают в лесах, как они добывают себе пищу, чем питаются, как называются их жилище. Рассказать о том, как звери зимуют в лесу, какие изменения произошли в их внешнем виде к зиме.

3. Игра «Кто, где живет?».

Лиса живет в ….

Медведь живет в ….

Волк живет в ….

Белка живет в ….

Заяц живет в ….

4. Составить и записать самостоятельно рассказ об одном из животных наших лесов, придерживаясь следующего плана:

Название. Где живет? Внешний вид. Чем питается? Повадки. Как добывает корм. Враги. Как защищается? Детеныши.

5. Звуковой анализ слова ЗОНТ.


Тема«Мебель. Звуки [З] и [З’]».

1. Артикуляционная гимнастика – ежедневно.

2 . Отгадай загадки:

Днем спит на ней подушка, а по ночам – Андрюшка. Это ….

Под крышей четыре ножки, а на крыше - суп да ложки. Это ….

С ножками, а без рук, со спиной, а без головы. Это ….

В квартире нашей новый дом,

живет посуда в доме том,

в нем место есть и для конфет,

он называется ….

3. Игра «Из чего сделано?»

Стол из ….

Стул из ….

Диван из ….

Кровать из ….

Кресло из ….

Шкаф из ….

Комод из ….

Буфет из ….

4. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Подчеркнуть синим карандашом слова с твердым звуком [З], и зеленым – слова с мягким звуком [З’].

ЗОНТ, ЗИМА, ЗАЯЦ, КОЗА, ЗЕРКАЛО, ЗВОНОК, ЗЕМЛЯ, ЗЕЛЕНКА, ВАЗА, АРБУЗ.


Тема«Посуда. Звуки [С’- З’], буквы С, З».

1. Артикуляционная гимнастика - ежедневно.

2. Отгадай загадку.

Из горячего колодца через нос водица льется. Это….

3. Составить предложения с предлогом В, упражнять в словообразовании.

В какую посуду кладут:

Хлеб – ….

Перец – ….

Салат – ….

Конфеты – ….

Соль – ….

Молоко – ….

Селедку – ….

Масло – ….

4. Ответить на вопросы.

Что наливают в:

Супницу – ….

Молочник – ….

Чайник – ….

Соусницу – ….

Кофейник – ….

4. Объяснить ребенку значение сложных словкартофелечистка, овощерезка, кофеварка, соковыжималка, мясорубка, кофемолка, соковарка

5. Придумать и записать слова со звуками [С], [З], [С’], [З’], в начале слова. Подчеркнуть карандашами нужного цвета.


Тема «Деревья зимой. Звуки [С’-З’], буквы С и З»

1. Артикуляционная гимнастика – ежедневно.

2. Отгадай загадки.

Зимой и летом одним цветом. Это ….

Ну и платье: Сплошь иголки, его носят вечно. Это ….

3. Что происходит зимой с лиственными и хвойными деревьями?

Елка ___

Рябина___

Липа___

Сосна___

Клен___

4. Игра «Что я делаю зимой?»

Я гуляю.

Я___

Я___

Я___

Я___

5. Придумать и записать слова со звуками [С], [З], [С’], [З’]. Подчеркнуть карандашами нужного цвета.


Тема«Новый год. Звуки [В] и [В’]»

1. Артикуляционная гимнастика - ежедневно

2. Игра «Доскажи слова». В конце слова слог ВА, в начале слова – слог ВЕ.

Коро (ва)

Со….

Дро….

Крапи….

(Ве) тер

…. нок

. …точка

…. дро

3. Поделить на слоги слова: ВЕРТОЛЕТ, ПАРОВОЗ, ВОДОЛАЗ и начертить слоговые схемы этих слов с ударением.

4. Составить звуковые схемы слов: ВОВА, ВЕРА.

5. Игра «Без чего не бывает Нового Года?»

Составить и дополнить предложения, рассуждая так:

Нового Года не бывает без ….

Нового Года не бывает без ….

Нового Года не бывает без ….

Нового Года не бывает без ….

6. Нарисовать или наклеить картинки на тему «Новый Год».


Тема«Животные жарких стран. Звуки [Д], [Д’], [Т], буквы Т и Д».

1. Артикуляционная гимнастика - ежедневно.

2. Игра «Четвертый лишний» (подчеркнуть и объяснить).

Кот, собака, лев, коза.

Медведь, гиппопотам, дикобраз, зебра.

3. Игра «Доскажи словечко» (в начале слова вписать слог ДЕ, в конце слог ДЫ).

. …ВОЧКА, СЛЕ. …, …. ДУШКА, СА….,

ПРУ…., РЯ…., …. ТИ,. …РЕВО.

4. Перечисли семьи животных жарких стран (мама, папа, детеныш).

5. Составь из данных слов предложение и запиши его графическую схему:

ДИМА, САД, ДЕРЕВО, В, ПОСАДИЛ.


Тема: «Семья. Словообразование притяжательных прилагательных.

Звук [Г]».

1. Артикуляционная гимнастика – ежедневно.

2. Игра «Чьи вещи?»Подобрать притяжательные прилагательные к словам:

(Мамины) БУСЫ,

…. ГАЛСТУК,

…. ИГРА,

…. КЛУБОК,

…. КРАСКИ,

…. СЕРЬГИ,

…. ГВОЗДЬ,

…. ПОДУШКА,

…. КРОВАТЬ.

3. Составить о своей семье рассказ, придерживаясь следующего плана:

Большая или маленькая семья? Сколько человек? Состав семьи. Как зовут всех членов семьи? Любимое занятие своей семьи? Что делает семья вместе?

4. Звуковой анализ слова ГОЛ.

5. Нарисовать свою семью.


Тема«Инструменты. Звуки [Г-Г’], [Г-К]».

1. Артикуляционная гимнастика – ежедневно.

2. Игра «Кто чем работает?» (образование творительного падежа имен существительных).

Дворник – метлой

Маляр – ….

Землекоп – ….

Столяр – ….

Каменщик – ….

Портной – ….

Парикмахер – ….

Косарь – ….

Дровосек – ….

Плотник – ….

3. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Подчеркнуть синим карандашом слова со звуком [Г], зеленым – со звуком [Г’].

ГРОМ, ГИРЯ, РАГУ, НОГА, ГИТАРА, ПИРОГИ, ГВОЗДЬ, ГНОМ, ГЕПАРД.

4. Игра «Назови действия».

Лопатой – копают

Иглой – ….

Пилой – ….

Топором – ….

Метлой – ….

Валиком – ….

Ключом – ….

Кисточкой – ….

Ножницами – ….

Молотком – ….

5. Игра «Пирамида». Необходимо составить 2 «пирамиды» из слов. Одна «пирамида» из слов со звуком [Г], вторая их слов со звуком [К]. В основании пирамиды должно быть слово, состоящее из 5 звуков (5 квадратиков, выше – четыре (4 квадратик, заканчивается пирамида треугольной верхушкой, в которой пишется буква (Г или К).


Тема«Морские, речные и аквариумные обитатели. Звуки и буквы Э и Й».

1. Артикуляционная гимнастика - ежедневно.

2. Игра «Назови: чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище»(образование притяжательных прилагательных).

У щуки: Голова - ….

Хвост - ….

Туловище - ….

Плавник - ….

У акулы: Голова - ….

Хвост - ….

Туловище - ….

Плавник - ….

У Дельфина: Голова - ….

Хвост - ….

Туловище - ….

Плавник - ….

3. Придумать и записать слова со звуком [Э] в начале слова, со звуком [Й] в конце слова (минимум по 3 слова на каждый звук).

4. Звуковой анализ слов: ЭДИК, ЙОД, ЗАЙКА.

5. Игра «Посчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными).

Одна - рыбка, акула Один - лещ, карп

Две - …, … Два - …, …

Три - …, … Три - …, …

Четыре - …, … Четыре - …, …

Пять - …, … Пять - …, …

6. Нарисуй или наклей одного обитателя моря, одну пресноводную рыбу и одну аквариумную рыбу.


Тема: «Комнатные растения. Формирование глагольного словаря по теме. Звук [Я]».

1. Артикуляционная гимнастика - каждый день.

2. Игра «Давай посчитаем». Посчитать комнатные растения от 1 до 5.

Одна герань Один кактус Одно алое

… … … … … … … … …

… … … … … … … … …

… … … … … … … … …

… … … … … … … … …

3. Составить и записать два простых предложения со звуком [Я].

4. Игра «Доскажи словечко». Подобрать слова, отвечающие на вопрос:

Что делает?

Кактус … Алое …

Герань … Фуксия …

Лиана … Фикус …

5. Придумать и записать по три слова со звуком [Я] в начале и в конце слова.


Тема«Транспорт. Звук и буква [Ш]».

1. Артикуляционная гимнастика – ежедневно.

2. Воспитателю и родителям рекомендуется:

- понаблюдать с ребенком на улице за движением различного транспорта;

- закрепить название видов транспорта;

- спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному;

- спросить на какие 2 группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой, почему они так называются;

- вспомнить, какие люди каких профессий работают на различных видах транспорта;

- провести с ребенком беседу о правилах уличного движения, показать во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить уличу, а когда – нет;

3. Игра «Отгадай загадку» :

Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно.

Желтый - предупреждение, а зеленый говорит«Проходите, путь открыт».

Это …

4. Игра «Угадай транспорт по его частям».

Колеса, багажник, фара, руль, салон – …

Колеса, кузов, фары, руль, кабина – …

Палуба, якорь, корма, нос, каюта – …

Крылья, кабина, хвост, мотор – …

Руль, сиденье, два колеса, педали, рама – …

Кабина, хвост, лопасти, мотор – …

Вагоны, купе, электровоз – …

5. Игра «Договори слово»Правило : в слоге ШИ слышим Ы, а пишем И.

Ка (ша) кало (ши)

Ча… малы…

Кры… камы…

Гру… каранда…


Тема«Транспорт. Звуки и буквы [С] и [Ш]».

1. Артикуляционная гимнастика – ежедневно.

2. Звуковой анализ слов: ШИНА, САНИ (нарисовать звуковую схему).

___

3. Игра «Кто, чем управляет?»

Автобусом управляет – ….

Грузовиком управляет – ….

Поездом управляет – ….

Вертолетом управляет – ….

Самолетом управляет – ….

Кораблем управляет – ….

Мотоциклом управляет – ….

Велосипедом управляет – ….

Ракетой управляет – ….

4. Составь описательную загадку о каком-либо виде транспорта. ___

5. Игра «Почему так называются?» (образование сложных форм слов).

Самолет (сам летает)

Вездеход – ….

Паровоз – ….

Пароход – ….

Самосвал – ….

Самокат – ….

6. Подобрать синонимы к словам ехать, нестись, тащиться. ___

7. Подобрать антонимы к словам:

Взлет – …. Взлетать – ….

Приезжать - …. Приплыть - ….


Тема«Весна. Звуки и буква [Ж]».

1. Артикуляционная гимнастика – ежедневно.

2. Звуковой анализ слов: СТУЖА, САЖА.

___

3. Из данных слов составь предложения.

Солнце, ярче, светит.

Появляются, на, деревья, почки.

Снег, за, тает, окном.

Солнце, на, тают, сосульки.

Капель, веселая, звенит.

О каком времени года говориться в этих предложениях?

Какие весенние месяцы ты знаешь?

Какие они по счету?

4. Подобрать антонимы к словам:

Тепло - …. Дождливо -….

Пасмурно -…. Длинный -….

Сухой -….

5. Составить 5 предложений с предлогами и определить первое, второе, третье и т. д. слово в предложении.

6. Придумать 5 слов со звуком [Ж] в начале слова.


Тема«Весна. Звуки и буквы [Ж],[З]»

1. Артикуляционная гимнастика – ежедневно.

2. Звуковой анализ слов: КОЖА, КОЗА (нарисовать звуковую схему).

___

3. Игра «Наоборот» (букву Ж меняем на З и З меняем на Ж).

Жо - аза - ужу -

За - ижи - озо -

4. Придумай как можно больше слов, отвечающих на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? На тему «Весна».

Снег (какой) - ….

Солнце (какое) - ….

Небо (какое) - ….

Сосульки (Какие) - ….

Ручей (какой) - ….

Ласточки (какие) - ….

5. Придумать и написать слова со звуками [Ж] и [З] (по 3 слова).

6. Игра «Отгадай загадку».

Теплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский….!


Тема«Перелетные птицы весною. Звуки [Л] и [Л’], буква Л».

1. Артикуляционная гимнастика и упражнения для мелкой моторики.

2. Звуковой анализ слов: ЛАПА, ЛИПА (нарисовать звуковую схему).

3. Игра «Скажи иначе» :

Ласточка весело заливается – ….

Ласточка быстро летает над землей - ….

Ласточка вьет гнездо – ….

4. Игра «Назови ласково».

Соловей – ….

Журавль – ….

Лебедь – ….

5. Игра «У кого кто?» (записать в единственном и множественном числах).

У грача - ….

У скворца - ….

У журавля - ….

6. Составь предложения с глаголами в таком порядке, чтобы получился рассказ.

Глаголы: возвращаться, вить, откладывать, высиживать, выводить, выкармливать.


Тема«Растения и животные весной. Звук [Ц] и буква Ц».

1. Артикуляционная гимнастика - ежедневно.

2. Звуковой анализ слов: ЦВЕТОК, ЦАПЛЯ (нарисовать звуковую схему).

___

3. Игра «Отгадай загадку» :

Эти чудеса природы любят теплую погоду,

Солнце, воду и росу, и жужжащую осу.

Что за диво на поляне?

Соберем в подарок маме?

4. Придумай как можно больше слов, отвечающих на вопрос: Какой?

Цветок (какой) -

5. Игра «Найди лишнее слово».

Тюльпан, ромашка, нарцисс, тополь, василек.

6. Подобрать антонимы к словам:

Теплый -…. Дневной -….

Яркий -…. Солнечный -….

Цветет -…. Прилететь -.….

Поют -…. Сажать -….

7. Составить предложение со словами ЦВЕТОК и САЖАТЬ по схеме:

___ ___ ___ ___.

8. Игра «Кто просыпается весной?»


Тема: «Наша страна. Уточнение и расширение словаря по теме.

Звуки [Ц] и [С]».

1. Артикуляционная гимнастика - ежедневно.

2. Придумай по 3 слова со звуком [Ц] и [С], подчеркнуть карандашом нужного цвета.

3. Игра «Отгадай загадку» :

На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат.

4. Составь рассказ о нашей стране по плану, отвечая на вопросы: Как называется страна, в которой ты живешь? Какого она размера? Какие реки, горы, леса в нашей стране ты знаешь? Какие деревья растут в нашей стране? Какие животные и птицы обитают в нашей стране? В каком городе ты живешь? На берегу какой реки стоит наш город?

5. Игра «Доскажи словечко» (в конце слова вписать слог ЦА, в начале слова вписать слог СА).

ПУГОВИ… …ЖА

ОВ… …МОКАТ

МЕЛЬНИ… …МОЛЕТ

6. Нарисуй и раскрась дерево-символ нашей страны.

05.04.2021-09.04.2021

Тема«Профессии. Расширение словаря антонимов. Звук [Р] и буква Р».

1. Артикуляционная гимнастика – ежедневно.

2. Игра «Угадай профессию».

Лечит -…. Строит -…. Учит -….

Рисует -…. Лепит -…. Готовит еду -…

Пишет -…. Управляет транспортом -… Шьет -….

Стрижет -…. Ухаживает за растениями -….

3. Звуковой анализ слов РАК, РЕЧКА (нарисовать звуковую схему).

___

4. Игра «Наоборот». Подобрать антонимы.

Убирать -…. Открыть -…. Резать -….

Бежать -…. Летать -…. Говорить -….

5. Составить и записать предложения из слов:

1) учит, воспитатель, саду, детском, в, детей;

2) картину, художник, весною, рисовал.

6. Нарисуй, кем ты хочешь стать? (профессия).


Тема«Наш дом. Флаг, гимн России. Звуки [Р]и[Р’]».

1. Артикуляционная гимнастика – ежедневно.

2. Подчеркнуть слова со звуком [Р] синим цветом, а со звуком [Р’] – зеленым:

рак, рыбка, рябина, Россия, Ирина, роса, роза, рисунок, рояль, ранец, рюкзак.

3. Игра «Добавь словечко». Добавить слово в гимн нашей страны.

…. - священная наша держава,

…. - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

4. Составить и записать предложения со словами: Россия, Родина.

5. Игра «Доскажи словечко» (в начале слова вписать слог – РО).

…ссия …дина …ссиянин …ль

…за …са …ща …га.

6. Нарисуй и раскрась флаг нашей страны.


Тема«Сад – огород - лес. Звук [Ч] и буква Ч».

1. Артикуляционная гимнастика - ежедневно.

2. Игра «Отгадай загадку» :

Здесь мы овощи сажаем, грядки полем, поливаем.

Не ленись и не зевай, чтобы вырос урожай!

Это ….

3. Игра «Где растет?». Написать, где растет растение - сад, огород, лес.

Яблоня – (в саду) Груша -…. Морковь -….

Ель -…. Малина -…. Гриб -….

Капуста -…. Орех -…. Береза -….

4. Звуковой анализ слов: ЧАСЫ, ЧАШКА (нарисовать звуковую схему).

___

5. Расставь предложения по порядку (что идет первым, что вторым) :

Положил зернышко. Миша выкопал ямку. Присыпал зернышко землей. Полил из лейки.

6. Игра «Уже сделано». Преобразовать слова так, чтобы оно означало уже сделанное или выполненное действие.

Сажать (посадил) поливать …. копать ….

собирать …. искать …. срывать ….

7. Нарисовать или наклеить картинки с изображением леса.


Тема: «Человек. Преобразование глаголов единственного числа в глаголы множественных чисел. Звуки [Ф] и [В]».

1. Артикуляционная гимнастика – ежедневно.

2. Игра «Отгадай загадки» :

На ночь два оконца сами закрываются,

а с восходом солнца сами открываются?

Это ….

Назовите орган слуха.

Дружно, хором! Это ….

Запах пирожков от роз

Отличать умеет ….

3. Игра «Один - много».

Слышит - (слышат) смотрит -…. видит -….

Бежит -…. играет -…. смеется -….

Растет -…. идет -…. прыгает -….

4. Придумай по 3 слова со звуками [Ф] и [В].

___

5. Нарисуй или наклей модель человека и подпиши все части тела.

6. Звуковой анализ слов: ФОРД, ФИКУС, ВОЛК, ВИНОГРАД (нарисовать звуковую схему).


Тема«Домашние животные. Звук [Щ]».

1. Артикуляционная гимнастика – ежедневно.

2. Звуковой анализ слов: ЩУКА, ЩЕТКА (нарисовать звуковую схему).

___

3. Игра «Угадай кто или что?» :

сынок собаки -….

речная хищная рыба -….

суп с капустой -….

у осьминога вместо ног -….

4. Игра «Замени букву»Вместо первой буквы ставим Щ:

венок -…. кит -…. тетка -….

река -…. мель -….

5. Игра «Четвертый лишний». Подчеркнуть и объяснить.

Собака, кошка, тигр, лошадь.

Свинья, овца, коза, медведь.

6. Перечисли семьи домашних животных: мама, папа, детеныши.

7. Игра «Доскажи словечко». В конце слова вписать слог – ЩА:

ча… ро… гу… пи…

8. Нарисуй свое домашнее животное.


Тема«Школа. Школьные принадлежности. Звуки [Щ] и [Т’]».

1. Артикуляционная гимнастика – ежедневно.

2. Придумать и записать по три слова со звуками [Щ] и [Т’].

3. Игра «Отгадай загадку».

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Кто такая я? Это….

4. Ответить на вопросы.

Что кладут в ранец?

Что кладут в пенал?

Как называется занятие в школе?

Какие помещения есть в школе?

Кто работает в школе?

5. Звуковой анализ слов: ТЕЛЕНОК, ЩЕНОК (нарисовать звуковую схему).

___

6. Нарисуй, как ты идешь в школу.


Тема: «Лето. Прилагательные сравнительной степени. Мягкие и твердые согласные звуки».

1. Артикуляционная гимнастика – ежедневно.

2. Игра «Отгадай загадку».

Изумрудные луга,

В небе – радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето,

Всех зовет купаться …

3. Звуковой анализ слов: ЦВЕТОК, ПЛОД (нарисовать звуковую схему).

___

4. Игра «Лучший признак».

Красивый - (красивее) Теплый –….

Красный -…. Веселый -….

Тяжелый -…. Вкусный -….

5. Игра «Что я люблю делать летом?» Каждое предложение начинай со слов: Летом я люблю…

6. Игра «Четвертый лишний». Подчеркнуть и объяснить.

Жарко, солнечно, зелено, снежно.

Абрикос, слива, рябина, яблоко.

7. Наклеить или нарисовать картинки с изображением лета.


Тема: «Летние месяцы. Согласование существительных с глаголами в будущем времени».

1. Артикуляционная гимнастика – ежедневно.

2. Игра «Отгадай загадки» :

Может в мае? Правда, нет? Ну, тогда в июле?

Самый длинный день в году в месяце….

Много вишни и опят в середине лета.

Я спрошу-ка у ребят: Что за месяц это?

Это ….

В летний лес пойдём гулять. Там малины спелой сладость,

там грибов — не сосчитать! Детям в радость месяц ….

3. Написать летние месяцы по порядку

4. Составить и записать предложения из слов:

1) отдыхать, я, лето, поехать, море, на;

2) лето, я, есть, мороженное;

3) скоро, малина, возле, дом, созревать.

5. Игра «Доскажи словечко». Подобрать слова, отвечающие на вопросы : Кто? Что? По теме «Лето».

Наступает (что) …. Играют в песочнице ….

Согрело …. Много гуляют ….

Созрели …. Катаются на самокате ….

Поют …. Едят вкусные ….

6. Игра «Подбери признак» по теме «Лето»

Солнце (какое) яркое Небо ….

Листья …. Земля ….

Облака …. Дождик ….

День …. Трава ….

Ветер …. Фрукты ….

7. Нарисовать или наклеить картинку с изображением, как я хочу провести это лето.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Обо мне

Педагогическое кредо -  Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам.  Все хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить?...