Сюжетно-ролевая игра

 Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации


Как известно, ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в которой развивается способность к воображению, образному мышлению.

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношения между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже владеют ею, то есть «умеют  играть».

Одним из важных принципов организации сюжетно-ролевой игры является овладение игровыми умениями. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми, заняв при этом позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё.

Однако воспитатель в детском саду в силу ограниченности своих временных возможностей не в состоянии обеспечить такой объем совместной игры, который позволил бы им в ходе постепенного накопления и обобщения конкретного игрового опыта овладеть теми или иными игровыми умениями.

Каким же образом передаётся ребенку игра?

Оказывается, ребенок овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным образом такое «втягивание в игру происходит», когда ребёнок входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей. Это процесс естественной передачи детям игровых умений. 

Как включаются в игру малыши?

Наблюдая за игрой старших детей с воспитателем, у малышей появляется интерес и желание играть вместе с ними. Поэтому они охотно включаются в игру, берут на себя простейшие роли. 

Как следствие, роль педагога отодвигается на задний план. 

 Главным наставником игры становятся старшие дети, которые охотно обучают малышей, передавая свой опыт. Тем самым старший дошкольник обучает младших детей естественным образом не только конкретному игровому поведению, но и учит доброжелательному отношению друг к другу, корректным взаимодействиям во время игры.

Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками, для поддержания самостоятельной игры необходимы разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначать ту или иную игровую ситуацию, то есть требуется создание мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды.

В каждой группе детского сада имеются сюжетные игры, такие как: «Больница», «Дом», «Супермаркет», «Парикмахерская». Знакомство с ними происходит естественным образом, у детей имеется опыт игр в подобные игры на бытовые сюжеты.

В нашем детском саду мы наряду с традиционными играми, предлагаем детям игры, которые ребенок не может наблюдать каждый день. Например: «Аэропорт», «Туристическое агентство», «Цирк», «Завод строительных машин», «Кузница», «Почта». В этих играх задействованы дети разного возраста.

Например: игра «Аэропорт». Современные дети часто летают с родителями на самолете в отпуск, но даже бывая в аэропорту, они обращают внимание только на две профессии: летчик и стюардесса. Создавая предметно-пространственную среду для игры «Аэропорт», мы хотели  показать  детям - как много людей разных профессий работает в аэропорту, как все профессии   взаимосвязаны  и важны для обеспечения безопасного полета.  Наш аэропорт мы назвали «Сказкино», так как большинство аэропортов имеют названия заканчивающееся на звук «о», а наш детский сад называется «Сказка».


    Для  создания макета самолета мы использовали игровое пространство не только в горизонтальных, но и в вертикальных плоскостях, разделив площадь на 2 этажа. Верхний этаж – это  салон  самолета, подняться на который можно по специально изготовленному трапу. Салон самолета имеет три зоны: кабина  экипажа, помещение для стюардессы и непосредственно пассажирский салон. В кабине пилота 3 кресла: для летчика, штурмана и бортинженера. Имеются штурвал, наушники, карты, панели управления, сделанные руками детей на конструировании из электронных конструкторов. На передней части кабины  размещено панно, изображающее небесное пространство. Данное панно дети рисовали вместе с педагогом во время совместной деятельности. В салоне: 2 ряда кресел с чехлами и ремнями безопасности для пассажиров. На корпусе иллюминаторы с красивым видом  за бортом самолета. По всему салону идет освещение светодиодной лентой. В помещении для бортпроводника за занавесом находиться кухня, сервировочный столик, наборы подносов, посуды и муляжи еды для раздачи еды и питья во время полета. Сам корпус самолета сделан руками педагогов и  дополнен объемными крыльями и пропеллером. На потолке  расположены облака, отображающие небо. Конструкция самолета надежна и безопасна для детей.

    Под самолетом находится багажный отсек. Рядом расположено место упаковки багажа, где упаковщик оборачивает чемоданы в пленку. Все чемоданы сделаны родителями совместно с детьми из обувных коробок. На первом этаже также находиться стойка для регистрации  пассажиров на рейс, за которой регистратор-диспетчер проверяет паспорта и билеты и выдает посадочные талоны. Все атрибуты сделаны детьми в совместной деятельности с педагогом. Далее пассажиры следуют на таможенный контроль и проходят через «рамку металлодетектора», таможенник проверяет паспорта и посадочный талон, досматривает ручную кладь, при необходимости проводит личный досмотр пассажиров  с помощью технических средств. По указателю «Выход на посадку» все следуют за бортпроводником к трапу самолета. У каждого работника аэропорта своя униформа, которая легко одевается и подходит разным детям. На груди у всех бейджики с наименованием профессии, которую ребенок выбрал для игры. «Рамка металлодетектора» бала изготовлена по просьбе детей, которые часто совершают перелеты,  они убедили педагогов в ее необходимости для безопасности полетов и помогали в ее изготовлении из подручных средств.

     Несмотря на то, что данная сюжетно-ролевая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, в развертывании сюжета игры с удовольствием участвуют  и дети среднего и младшего дошкольного возраста, выполняя чаще роль ребенка пассажира, учитывая разновозрастное комплектование групп в нашем ДОУ.

    В условиях игротеки происходит естественная интеграция разных сюжетно-ролевых игр, обогащение игры новыми сюжетами и ролевыми действиями.

 Мы наблюдаем как дети, играющие в сюжетно-ролевую игру «Аэропорт», проявляя творчество и самостоятельность, расширяют территорию игры: пассажиры перед ожиданием полета посещают «Кафе», обращаются в медпункт за таблетками от укачивания в самолете, ловят такси, чтобы успеть на самолет.

 Мы отмечаем, что данная развивающая предметно-игровая среда, созданная на основе организации конструктивной, продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями и родителями, явилась мощным средством воздействия на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом, обогащением содержания игры и формирования первичных представлений о мире профессий и осознания того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место.

Параллельно создали игровую среду, где дети применяют свои знания. Старшие дети берут на себя организующие роли: пилот, бортинженер, стюардесса. Малыши – пассажиры, возможно упаковщик багажа, буфетчица (легкие простые роли, не требующие опыта.) В процессе игры младшие дети наблюдают, как старшие берут на себя сложную роль. Наблюдают: за диалогами, репликами, действиями. В будущем перенимая роли на себя. 



Игра «Цирк». Мы разработали сюжетно-ролевую игру «Цирк». Игра разработана по модульному принципу и «гастролирует» по группам. Данная игра знакомит детей с профессиями цирка, дает представление о нужности и ценности каждого, кто работает в цирке. Разнообразие номеров, сюжетов зависит от готовности детей. Перед игрой воспитателями ведется предварительная работа: изготовление атрибутов для игры (билеты, афиша, программы, маски для животных); рассматривание иллюстраций по теме «цирк» (артисты цирка, работники цирка, знаменитые клоуны, артисты цирка), беседы на тему «Что такое цирк?», «Кто работает в цирке?», «В цирке» (как утроен цирк, какие в нём есть помещения); беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка, рисование рисунков «Я был в цирке»; беседы о знаменитых цирках мира (театр зверей им. В.Л.Дурова, «Райское шоу из Поднебесной»); просмотр и обсуждение мультфильмов «Каникулы Бонифация»», «Каштанка», «Ну, погоди»-11вып.; игры «Цирковые профессии», «Да и нет». Педагогами также смонтирован видеофильм о цирке. 

 

Старшие дети, как правило, берут на себя роль артистов, конферансье. Младшие могут быть ассистентами артистов,  буфетчиками, кассирами, фотографами. 

Надо отметить,  что дети активно участвуют в создании игровой среды. Например, для игры «Аэропорт» ребята сами собрали приборную панель самолета, а для игры «Цирк» изготовили афиши, билеты, элементы костюмов.   


Таким образом сюжетно-ролевая игра в разновозрастной группе экономит затраты и усилия педагога, а у детей формируются соответствующие возрастным возможностям игровые умения.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Обо мне

Педагогическое кредо -  Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам.  Все хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить?...